Теория транзактного анализа простыми словами: что это и как работает
Один и тот же человек способен по-разному вести себя с начальником, родителями, соседями, друзьями и незнакомцами. Даже в зависимости от ситуации он может менять свои мысли, высказывания и поведение. Если он научится распознавать субличности и управлять ими, то сможет качественно изменить жизнь.
Транзактный анализ (ТА) в психологии — это систематическая терапия с целью развития и изменения личности. В его основе лежит модель личности, выстроенная из трех эго-состояний: Ребенок, Родитель и Взрослый.
Теорию транзактного анализа разработал психиатр, психоаналитик Эрик Берн. Это произошло в 1950-х годах. Метод довольно быстро распространился по Америке, а затем он нашел последователей и в других странах мира.
Почему он понравился людям? Согласно концепции, человек может понять свои поведенческие реакции и отделить неадекватные паттерны от собственной личности. Несмотря на трудное детство, плохие отношения с родителями человек способен освободиться от навязанных стереотипов и изменить свою жизнь.
Эрик Берн верил, что у клиента есть все ресурсы, чтобы решить проблемы. Терапевт помогает ему увидеть, в какой момент какую субличность он проявляет. Со временем человек учится самостоятельно определять свое состояние и менять его.
Считается, что эго-состояния формируются еще в детстве. А в дальнейшем человек проявляет их в зависимости от ситуации, в которой находится.
Ребенок
В этом состоянии человек ведет себя так, как привык в детстве. У кого-то это проявляется в послушании (стремление соблюдать все правила, угождать чужим желаниям), бунтарстве (сопротивление, капризы, упрямство) или естественном поведении (веселье, игры, умение получать удовольствие, потакание слабостям).
В эго-состоянии Ребенка люди склонны к фантазиям, иррациональным страхам, завышенным ожиданиям. Они ведут себя спонтанно, чаще соглашаются на опасные затеи, с трудом отказываются от зависимостей и стремятся к самовыражению.
Родитель
Это состояние, в котором человек повторяет за своими родителями или другими значимыми личностями из детства. Он может проявлять себя контролирующим образом (устанавливать границы, следить за сохранением порядка, а также угнетать и подавлять) или демонстрировать заботу (проявлять сочувствие и поддержку, но иногда это приобретает чрезмерный характер).
В состоянии Родителя люди способны разруливать сложные ситуации, предпочитают словам действия, а также не скупятся на критику себя и окружающих.
Взрослый
Это состояние, в котором человек видит реальность и действует исходя из нее. Он анализирует, планирует и принимает рациональные решения. Он способен адаптироваться к изменениям, умеет слышать себя и других людей.
Для гармоничной жизни нужны все три эго-состояния. В зависимости от ситуации, от общения с конкретным человеком будет эффективна каждая из субличностей. Но также значение имеет, в какой позиции находится собеседник:
1. На равных позициях. Например, Ребенок и Ребенок веселятся вместе или двое Взрослых обсуждают и решают проблему.
2. Дополняют друг друга. Например, Родитель учит Ребенка, как ему стоит себя вести.
3. Транзакции пересекаются. Например, Взрослый пытается построить конструктивный диалог, а человек в позиции Ребенка считает, что его просто критикуют.
4. Скрытые транзакции. Кажется, что в коммуникации участвуют одни эго-состояния, а на самом деле другие. Например, Родитель будто запрещает что-то Ребенку, а в действительности два Ребенка проецируют друг на друга свои страхи.
Зачастую люди сознательно выбирают себе в партнеры тех, кто способен отыгрывать с ними привычный сценарий. В результате они подкрепляют свои убеждения и продолжают придерживаться своих ролей.
Какие техники используются в транзактном анализе:
1. Определение эго-состояний.
Клиент распределяет по разным субличностям высказывания, мысли и поступки. Также он пытается определить, что у него доминирует — Ребенок, Родитель или Взрослый. После анализа он рассуждает, что хотел бы изменить. Например, чаще проявлять определенное эго-состояние в отношениях с партнером.
2. Жизненный сценарий.
Определить жизненный сценарий можно при помощи специальных опросников, а также рассказов о любимых персонажах литературы, игр и фильмов. С кем себя ассоциирует человек? В чем он видит схожесть?
Выявленный сценарий прорабатывается. Человек вспоминает, как он вел себя в похожих ситуациях в разном возрасте и что приводило к негативному результату. Затем прорабатываются сценарии, итог которых будет более успешным.
3. «Пустой стул».
Человек представляет три своих эго-состояния и призывает их к взаимодействию. Можно предложить какую-то конкретную проблему и подумать, как каждая из субличностей с ней по-своему справилась бы.
4. Система рэкета.
Эта техника предполагает проигрывание ситуации, когда по нелепой случайности или непосредственной вине самого человека его ждут неприятности. На групповом сеансе участники представляют, что это уже случилось, и делятся своими чувствами. Отмечаются проблемные моменты. Затем они пробуют переиграть эту ситуацию, изменив свое поведение. Как сейчас они себя ощущают?
5. Контракт.
Человек заключает с собой «контракт», чтобы замотивировать на конкретное изменение. После того как цель сформулирована, он решает, насколько она стоит его усилий, насколько она безопасна и важна для него. Затем он разбивает ее на пять маленьких задач и устанавливает для каждой дедлайны. Стоит обязательно сообщить другим людям, чтобы они контролировали процесс достижения цели.
Главная задача транзактного анализа состоит в том, чтобы научить человека замечать свои эго-состояния и управлять ими. Он перерабатывает привычные сценарии и пробует строить свою жизнь по-другому. А терапевт бережно и профессионально поддерживает его на пути изменений.