Жизнь и смерть Эдгара Аллана По – тёмная история гения
Так что же случилось с великим поэтом?
Эдгар Аллан По, известный своими жуткими рассказами и захватывающей поэзией, остается одной из самых знаменитых фигур в американской литературе. Однако его вклад в литературу выходит за рамки рассказов ужасов. Эдгар По сыграл значительную роль в изобретении детектива и развитии жанров научной фантастики. Он также внес вклад в космологию и криптографию и стал пионером формата коротких рассказов. Примечательно, что он достиг всех этих высот всего за 40 лет, пока служил в армии, учился в университете и работал литературным критиком.
Однако за его литературным талантом скрывается бурная жизнь, отмеченная глубокими душевными страданиями. Борьба Эдгара По с психическими заболеваниями, особенно с депрессией и алкоголизмом, оказала большое влияние на его творчество и личную жизнь, сформировав мрачные темы и оттенки, характерные для его творчества.
Психические заболевания длинною в жизнь
Родившийся 19 января 1809 года в Бостоне, штат Массачусетс, По в раннем возрасте пережил трагедию, связанную со смертью его родителей. Эта потеря, усугубленная финансовыми трудностями и напряженными отношениями с приемной семьей, заложила основу для его пожизненной борьбы с проблемами психического здоровья.
Биографы сообщают о случаях, когда мальчик впадал в странное оцепенение и не реагировал на обращения. Иногда он возбужденно бегал по дому. Няня успокаивала его, давая кусочки хлеба, пропитанные вином. С детства его характер был «неровным, страстным и порывистым», и в его поведении наблюдалось много необычного. В то же время отмечается, что он с ранних лет уже читал и писал, а во время учёбы хорошо разбирался в литературе, истории, математике и естествознании.
На протяжении всей своей взрослой жизни По боролся с депрессией, состояние которой усугублялось его попытками обрести финансовую стабильность и признание как писателя.
Психическое заболевание По проявлялось по-разному, часто подпитывая его саморазрушительное поведение. Он обратился к алкоголю как к средству борьбы со своими внутренними демонами, и эта привычка только усугубила его проблемы с психическим здоровьем. Его непредсказуемое поведение и неспособность поддерживать стабильные отношения еще больше подчеркивали глубину его психологического потрясения, оставляя за собой след разорванных связей и разбитых мечтаний.
Писатель не смог преодолеть свою зависимость. Алкоголизм – это лишь часть проблемы, так как с течением времени у него начали проявляться психические расстройства. В 1839 году, когда он страдал от «черной меланхолии» и запоя, у него появились пугающие слуховые и зрительные галлюцинации, а также бред преследования.
Он верил, что его коллеги-писатели сговорились уничтожить его: публикуют его произведения под своими именами и нанимают «магнетизеров», чтобы забрать его творческую силу и свести с ума. Эдгар По даже вызвал на дуэль известного поэта Генри Лонгфелло, обвинив его в краже идей.
Со временем его здоровье ухудшалось. Каждый год психозы становились все более частыми и тяжелыми. В конце концов, он потерял контроль над собой и стал часто думать о самоубийстве, но ему являлся таинственный призрак «женщины в белом», который пытался отговорить его от этого шага.
Психоз или самоубийство?
Доктор Райан Бойд из Ланкастерского университета в Англии проанализировал более 300 личных писем автора, а также 49 стихотворений и 63 коротких рассказа. Он сравнил лингвистические подсказки в его письме с языковыми образцами, характерными для пациентов, страдающих депрессией и суицидальными мыслями.
По, который некоторое время жил в Филадельфии, предположительно, за год до своей смерти предпринял попытку самоубийства, приняв четыре дозы распространенного опиоида, настойки опия. Кроме того, перед смертью он тяжело боролся с алкоголизмом. Шарль Бодлер, современный поэт, который перевел произведение Эдгара По на французский язык, утверждал, что его смерть была «самоубийством, к которому готовились долгое время».
Бойд обнаружил, что, несмотря на свои личные проблемы и мрачность литературного творчества, По все же оставлял в своих произведениях суицидальные намеки. Предыдущие исследования показали, что люди, страдающие депрессией и склонные к суициду, как правило, используют определенный языковой стиль, которого не было в работах По.
Тем не менее, у Эдгара По случались приступы тяжелой депрессии. Пик депрессии пришелся на разное время, включая 1849 год – год его смерти – и 1843 и 1845 годы, которые, как ни странно, были двумя самыми успешными годами его писательской деятельности. Он также сильно страдал после смерти своей жены Вирджинии Клемм в 1847 году.
Бойд обнаружил, что в личных письмах Эдгара По присутствует этот депрессивный язык. Однако в его рассказах и поэзии этого не хватает – за исключением «Маяка», который на момент его смерти был незавершенным.
«Я подозреваю, что к концу своей жизни он действительно впал в депрессию, но не покончил с собой», – сказал Бойд.
Дни, предшествовавшие его смерти, столь же загадочны, как и причины ее возникновения.
Сообщается, что 27 сентября 1849 года По покинул Ричмонд, штат Вирджиния, чтобы отправиться в Филадельфию, где он жил со своей женой и ее матерью Марией Клемм с 1838 по 1844 год. Но он так и не добрался до Филадельфии.
Вместо этого 3 октября По был найден в бреду возле ирландского паба в Балтиморе, штат Мэриленд. Его одежда не соответствовала его обычному стилю. Он был доставлен в больницу, где скончался два дня спустя.
Сообщается, что его последние слова были: «Господи, помоги моей бедной душе».
Несмотря на личные трудности, литературная деятельность По была плодотворной и новаторской. Его работы, такие как «Сердце-предатель», «Ворон» и «Падение дома Ашеров», почитаются за исследование человеческой психики и темных сторон человеческого опыта. В своих произведениях По погружался в глубины безумия, предлагая читателям заглянуть в измученную душу человека, преследуемого собственными демонами.
Непреходящее наследие Эдгара По как мастера жуткого неотделимо от его борьбы с психическими заболеваниями. Его способность превращать свое внутреннее смятение в искусство остается свидетельством преобразующей силы творчества перед лицом невзгод.