Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развить
Высокого умственного интеллекта оказывается мало для эффективного общения с людьми дома, на работе и в разных житейских ситуациях. Дополнительно нужен эмоциональный интеллект (EQ), открытие которого Джоном Майером и Питером Саловейем в 1990 году произвело настоящий фурор. Речь идет о способностях человека понимать эмоции – свои и чужие, а также об умении использовать желания собеседника, его намерения и мотивации для решения практических задач.
Главные составляющие эмоционального интеллекта
Высокий эмоциональный интеллект нельзя назвать «божьим даром». Его можно и нужно развивать. Уровень EQ указывает на степень развития коммуникационных навыков, совершенствовать которые можно всю жизнь. Дэниэль Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» выделил главные составляющие EQ:
самосознание – понимание своих чувств и эмоций;
самоконтроль – умение контролировать свои эмоции и позитивные, и негативные;
самомотивация – умение целенаправленно идти к цели, используя самоопределенные мотивы;
эмпатия – точное распознавание эмоций окружающих;
навыки отношений в социуме – умение решать конфликты, участвовать в спорах, общаться с разными людьми, в том числе и с выгодой для себя и т.д.
Невероятно важен высокий эмоциональный интеллект руководителя, который эффективно помогает в построении бизнеса и межличностных отношений внутри коллектива. Его часто называют управленческим навыком будущего. Он должен быть у каждого лидера команды, который будет продвигать ее вперед, задавая тон внутренней корпоративной культуре и общей «экосистеме» рабочего коллектива.
Преимущества высокого EQ
Развитие эмоционального интеллекта руководителя – это одна из важных задач, ответственных за успех компании и благоприятный микроклимат внутри коллектива. Кроме того, высокий EQ нужен людям, которые хотят лучше понимать себя и окружающих. Это умение невероятно полезно в жизни современного человека, которому в различных ситуациях приходится общаться с разными людьми, находить с ними «общий язык» для достижения собственных целей и возникающих на пути проблем. Среди преимуществ высокого EQ умение:
быть лидером в коллективе;
эффективно решать споры и конфликты;
быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;
работать с разными людьми в одной команде, делать личный вклад в общий результат;
строить комфортные отношения с окружающими в любом месте;
спокойно говорить «нет», не испытывая при этом чувство вины;
контролировать свое поведение во всех, в том числе и травмирующих ситуациях.
Людей с высоким EQ называют уравновешенными и стрессоустойчивыми. Их крайне сложно развести на эмоции или вывести из себя. Они остаются спокойными и хладнокровными в сложных ситуациях. На них можно положиться в тяжелых обстоятельствах, им можно довериться и смело за ними идти.
Способы развития EQ
Высокий эмоциональный интеллект руководителя для ряда успешных и процветающих российских компаний – это обязательное условие при приеме на работу. Для этого сотрудники кадровых агентств предлагают соискателям анкетирование для определения уровня EQ. Если вы планируете занять престижную должность с хорошей заработной платой и перспективной карьерного роста, тогда вам нужно срочно повышать свой эмоциональный интеллект, методики развития которого предлагает специализирующиеся на руководящих навыках психологи. Среди популярных методик, подтвердивших свою эффективность:
ведение дневника настроения – это позволяет отслеживать свои эмоции, разбираться с причинами, вызвавшими их появление, и находить способы эффективные контроля и, при необходимости, подавления;
внедрение практик осознанности – психологических тренингов, упражнений и медитаций, которые на занимают много времени, но приносят весьма ощутимую пользу;
обучение самомотивации, когда вдохновение приходит не перед началом, а во время работы, благодаря наличию мощных стимулов и сильных мотивов, которые вы определяете сами для себя;
признание и понимание чужих эмоций, на которые имеют право другие люди, что будет способствовать построению здоровых отношений дома и на работе, в семье и в рабочем коллективе;
совершенствование своих коммуникационнных навыков – умения слушать и слышать собеседника, открыто обсуждать свои проблемы, эффективно решать конфликтные ситуации, не скрывать свое состояние, что требуется для гармоничных отношений в социуме.
Высокий эмоциональный интеллект руководителя способствует быстрому карьерному росту, делает жизнь понятнее и гармоничнее. Для его развития вам придется приложить немало усилий, но результат того стоит. Его заметите не только вы, но и окружающие. Он будет по достоинству оценен и близкими, и вышестоящим руководством.